Македонские представления о ходячих покойниках с XIX в. до наших дней
DOI:
https://doi.org/10.31168/2412-6446.2022.17.3-4.08Ключевые слова:
Похоронно-поминальная обрядность, Северная Македония, культурная традиция, диалектная лексика, вампир, ходячий покойникАннотация
Представления о покойниках, которые возвращаются после смерти, известны всем славянским народам. В македонской народной традиции широко распространены вплоть до сегодняшнего дня поверья о вампирах. Настоящая статья имеет целью познакомить русского читателя с языком и сюжетами быличек о ходячих покойниках, записанных некогда Марко К. Цепенковым, выдающимся собирателем македонского фольклора XIX в. Для сравнения дается материал из сборника быличек о вампирах под редакцией Л. Спировской и Т. Вражиновского, изданного в конце XX в., а также записи современных балканистов, уделявших внимание этой проблематике в македонском языке и культуре. Собственные полевые материалы XXI в. также приводятся в исследовании. На примере сопоставления сходных сюжетов можно проследить динамику развития представлений о ходячих покойниках на македонской культурно-языковой территории. За два прошедших века основные мотивы, отраженные в быличках, практически не меняются. Среди наиболее распространенных остаются шум и беспорядок, производимый по ночам, чревоугодие и любовь к танцам, сексуальная связь с женщиной, охотники на вампиров. Глобализация и информатизация общества не способствовала исчезновению подобных представлений из жизни современных сел. Сохраняется не только вера в покойников, возвращающихся после смерти, но и практика их изгнания из мира живых. Новые технологии и медицина были органично встроены в существующую мифологическую среду и далее подкрепляют архаические представления о причинах появления и способах борьбы с вампирами.
Статья поступила в редакцию 07 августа 2022 г.
Цитирование: Чиварзина А.И. Македонские представления о ходячих покойниках с XIX в. до наших дней // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2022. Т. 17. № 3–4. С. 141–159.