Образ русской литературы в чешских литературоведческих монографиях 1920-х годов
DOI:
https://doi.org/10.31168/2412-6446.2019.14.3-4.7Ключевые слова:
Чешская литература, межвоенная литература, русско-чешские литературные связи, межславянские литературные связи, чешская русистикаАннотация
В статье рассматриваются первые чешские монографии о русской советской литературе (в том числе в контексте классической русской литературы), которые были опубликованы в 1920-е годы. При исключительном политическом и культурном плюрализме того времени русские писатели часто воспринимались чешскими критиками и исследователями сквозь призму политических взглядов первых, вследствие чего появлялись очень разные, а то и противоположные трактовки творчества. Целью данной статьи было выяснить, насколько взгляды авторов влияют на ви́дение русской литературы и как в связи с этим отличаются подходы к ее исследованию. Идейная ориентация авторов отразилась не только на интерпретации творчества русских писателей и литературного процесса в целом, но и на структуре их трудов. Ф. Кубка в книге «Поэты революционной России» (1924) дал философское ви́дение революционной поэзии как представитель славянофильского, националистического крыла, рассмотрев поэтов разных идейных взглядов. И. Вайль в книге «Русская революционная литература» (1924) представил чешскому читателю панораму русской революционной литературы как носитель социалистических идей, рассматривая русских современных писателей с точки зрения того, насколько хорошо им удалось стать подлинными певцами революции. А. Врзал, будучи католическим священником, в книге «Краткая история новой русской литературы» (1926) показал историю русской литературы ХХ в. преимущественно с религиозных позиций.