Ягоды в славянской устной и книжной традиции толкования снов
DOI:
https://doi.org/10.31168/2412-6446.2023.18.3-4.09Ключевые слова:
Символика сновидений, символика растений, ягоды, славянский фольклор, сонникиАннотация
Параллельное рассмотрение ягод в славянской устной и книжной традиции толкования снов позволяет сравнить их символику в обоих корпусах текстов и выявить взаимодействие и взаимовлияние между ними, а также проследить процесс филиации снотолкований в книжных сонниках. Ягоды входят в две обширные группы устных народных снотолкований, одна из которых предвещает слезы, другая – болячки на коже. Для книжной традиции обе эти модели толкования снов не характерны. Изредка в качестве символа слез в сонниках встречаются ягоды и вишни, в чем можно видеть влияние устной традиции. В одном редком случае обе традиции сближает мотив надежды в символике вишен. Толкование ягод в славянской книжной традиции восходит в основном к античному соннику Артемидора. С другим источником – так называемым сонником Ахмета – связаны по происхождению некоторые особенности символики слив в европейских и арабских сонниках. Интересна символика вишен и слив, характеризующая время. Можно наблюдать, как признак «скоропортящийся», обусловивший у вишен символику мимолетности, преходимости, развивает новые значения, связанные со временем, – символизирует непостоянство и старение. У слив символика болезни и страха как препятствия порождает мотив замедления и растяжения времени, а затем и символические значения скуки и тоски. Отличительной особенностью слив в устной традиции, в отличие от книжной, является метафорическая в своей основе символика слез, чирьев и синяков. В остальном в народных снотолкованиях слив, особенно у южных славян, можно видеть сильное влияние книжной традиции.
Статья поступила в редакцию 21 августа 2023 г.
Статья доработана автором 13 сентября 2023 г.
Статья принята в печать 20 сентября 2023 г.
Цитирование: Гура А.В. Ягоды в славянской устной и книжной традиции толкования снов. Славянский мир в третьем тысячелетии, 2023. Т. 18. № 3–4. С. 125–154.