Щекотка в свете славянской лексики и мифологии (полесские данные на общеславянском фоне)

Авторы

  • Людмила Николаевна Виноградова доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук https://orcid.org/0000-0002-3471-7240
  • Александр Викторович Гура доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук https://orcid.org/0000-0003-0985-8639

DOI:

https://doi.org/10.31168/2412-6446.2021.16.1-2.01

Ключевые слова:

Славянская диалектная лексика, народная терминология, мифологическая функция, щекотка, персонажи нечистой силы, русалка, ласка

Аннотация

Авторы настоящей статьи предпринимают попытку раскрыть с помощью этнолингвистических методов символику щекотки как агрессивного поведения мифологических персонажей. Этот анализ выполнен на основе изучения полесской диалектной лексики и фразеологии, относящейся к этой демонологической функции, с привлечением широкого круга общеславянских лингвистических данных и значительного корпуса народных мифологических верований. Работа включает три тематических раздела: 1) терминология и способы номинации щекотки в славянских языках и диалектах; 2) щекотание как вредоносная функция нечистой силы, направленная на человека; 3) щекотание как действие мифологизированных животных, направленное на домашний скот. Что касается ареального аспекта, совмещение функций щекотания у русалки и ласки можно констатировать по крайней мере в двух зонах – в Полесье и Верхнем Поволжье. В языке и в традиционной культуре наблюдается сходство в соотношении и взаимодействии щекотания как тактильного воздействия и «щекотания» акустического, связанного с различными видами звуков, исходящих от живых существ (людей, животных, птиц, насекомых). В языке к названиям щекотки параллельно выстраивается ряд звукоподражательных глаголов, служащих для передачи звучания человеческой речи, криков животных, резких шумов, производимых людьми, и т. д., что свидетельствует о некоем взаимном притяжении между глагольными итеративами со значением интенсивного способа действия, относящимися, с одной стороны, к тактильной сфере, а с другой – к звуковой, акустической. В народной традиции мотив щекотания создает корреляцию между сильным физическим раздражением, которое ощущают люди и скот в результате назойливо повторяющихся действий мифологических персонажей (демонов и животных), и слуховым восприятием неугомонных, часто раздражающих криков и звуков животного происхождения, которыми наделяются фольклорные и некоторые демонологические персонажи.

Публикация подготовлена в рамках проекта РНФ № 17-18-01373 «Славянские архаические зоны в пространстве Европы: этнолингвистические исследования».

Статья поступила в редакцию 13 ноября 2020 г.

Цитирование: Виноградова Л. Н., Гура А. В. Щекотка в свете славянской лексики и мифологии (полесские данные на общеславянском фоне) // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2021. Т. 16. № 1–2. С. 7–38. https://doi.org/10.31168/2412-6446.2021.16.1-2.01

Биографии авторов

  • Людмила Николаевна Виноградова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук

    Почтовый адрес: Ленинский проспект, 32А, Москва, 119334 Россия

    Электронный адрес: lnv36@yandex.ru

  • Александр Викторович Гура, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук

    Почтовый адрес: Ленинский проспект, 32А, Москва, 119334 Россия

    Электронный адрес: avgura@mail.ru

Загрузки

Опубликован

20-10-2021

Выпуск

Раздел

Статьи