Лужицко-восточнославянские параллели из области народной демонологии

Авторы

  • Александр Викторович Гура доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук https://orcid.org/0000-0003-0985-8639

DOI:

https://doi.org/10.31168/2412-6446.2022.17.1-2.05

Ключевые слова:

народная демонология, лужичане, восточные славяне, полудница, летающий змей, ведьма, отбирание молока

Аннотация

В статье рассматриваются демонологические поверья лужичан, находящие соответствия у восточных славян. На восточнославянской территории они образуют цепь прерывистых вкраплений, ведущих на русский Северо-Запад. Как правило, это цепь архаических ареалов: карпатских, полесских, белорусско-западнорусских. Одну такую лужицко-севернорусскую параллель демонстрирует образ полудницы. У лужичан и у русских этот женский мифологический персонаж имеет целый ряд общих признаков, причем некоторые черты сходства, отмечавшиеся еще четыреста лет назад нидерландским ученым Маркусом ван Боксхорном, сохранились в севернорусской традиции до нашего времени. Второй сюжет связан с летающим огненным змеем. Варьирующая цветовая символика змея, мотивированная дарами (деньгами, зерном, молоком), которые он несет своему хозяину, представлена у нижних лужичан, в черниговском Полесье, некоторых районах Белоруссии и соседней южной России. В районе русско-украинского пограничья цвет ослабляет или теряет свою вариативность, становясь характеристикой предметов, которые змей разбрасывает или в которые превращается сам для приманивания женщин. В западно- и северо-западнорусской традициях цвет утрачивает вариативность и зависимость от даров, приносимых хозяину, становясь постоянной характеристикой змея (в единичном случае удерживая при этом реликтовую связь с зерном как одним из видов даров), либо, сохраняя тот же набор и вариативность, переносится со змея на скрытые ноги змеи и получает новые символические значения. Третий пример касается некоторых деталей, связанных с отбиранием молока ведьмами в поле: сбором ими травы для своих коров с девяти чужих межей и сбором росы с использованием предметов конской упряжи у лужичан, а также на западе Украины, в западном Полесье, в Смоленской губернии и далее, в видоизмененной форме, у русских Орловской и Костромской губерний. Благодаря своему положению на окраине славянского мира лужицкая народная традиция сохраняет целый ряд черт, имеющих неоценимое значение для историко- культурных и этногенетических реконструкций.

Статья поступила в редакцию 25 августа 2021 г.

Биография автора

  • Александр Викторович Гура, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук

     

    Почтовый адрес: Ленинский проспект, 32А, Москва, 119334, Россия

    Электронный адрес: avgura@mail.ru

Загрузки

Опубликован

28-09-2022 — Обновлена 28-09-2022

Выпуск

Раздел

Статьи