Представления о заложных покойниках в понтийской народной культуре

Авторы

  • Ксения Анатольевна Климова Кандидат филологических наук, доцент, кафедра византийской и новогреческой филологии, филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; научный сотрудник, Центр славистических исследований, Институт славяноведения РАН https://orcid.org/0000-0003-0105-6543

DOI:

https://doi.org/10.31168/2412-6446.2024.19.3-4.11

Ключевые слова:

Греки России, греческая традиционная культура, этнолингвистика, понтийские греки, понтийский диалект греческого языка, похоронно-поминальный обряд, народная мифология, полевые исследования

Аннотация

Статья посвящена описанию народно-мифологических представлений о заложных покойниках в традиционной культуре понтийских греков, она основана преимущественно на полевых данных, собранных в ходе экспедиций 2022–2024 гг. в места компактного проживания понтийских греков ‒ в Краснодарский и Ставропольский края, республики Карачаево-Черкесия, Северная Осетия – Алания и Дагестан, Казахстан, Грузию и Армению, а также на данных письменных источников по традиционной культуре понтийских греков и диалектных словарей. Характеристики понтийского мифологического персонажа «хортлах» («ходячего покойника», вурдалака) рассматриваются по схеме, разработанной коллективом авторов Московской этнолингвистической школы, включающей описание названий и имен персонажа, его ипостасей, характеристик внешнего облика, генезиса, локусов, времени активизации, свойств, характерных занятий, функций и предикатов, объектов воздействия, характерных мотивов и пр. Отличительная особенность понтийского «хортлаха» – его способность к оборотничеству (днем он лежит в виде мертвеца в могиле, а ночью выходит за пределы кладбища и бродит по селу в виде большой черной собаки). Представления о «хортлахе» лучше сохраняются среди туркоговорящих греков-урумов, уроженцев греческих сел Грузии, что соотносится с общей лучшей сохранностью народно-мифологических воззрений и традиционной культуры в этой субгруппе. Нарративы о «хортлахах» распространены во всех обследованных регионах, а сама лексема закреплена в том числе во фразеологизмах типа «бродить, как “хортлах”», «гулять по ночам, как “хортлах”» и в качестве ругательства. Развернутые тексты с описаниями мифологических персонажей или полные тексты классических быличек на обследованных территориях в настоящее время записываются очень редко, а мифологическая лексика постепенно уходит в забвение.

 

Финансирование

Работа осуществлена при поддержке гранта РНФ № 22-18-00484 «Славяно-неславянские пограничья: похоронно-поминальный обряд в этнолингвистическом освещении».

 

Статья поступила в редакцию 26 ноября 2024 г.

Статья доработана автором 3 декабря 2024 г.

Статья принята в печать 10 декабря 2024 г.

 

Цитирование: Климова К. А. Представления о заложных покойниках в понтийской народной культуре // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2024. Т. 19. № 3–4. С. 225–239. https://doi.org/10.31168/2412-6446.2024.19.3-4.11

Биография автора

  • Ксения Анатольевна Климова , Кандидат филологических наук, доцент, кафедра византийской и новогреческой филологии, филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; научный сотрудник, Центр славистических исследований, Институт славяноведения РАН

    Почтовый адрес: Ленинский проспект, 32А, Москва, 119334, Россия

    Электронный адрес: kaklimova@gmail.com

Загрузки

Опубликован

31-12-2024

Выпуск

Раздел

Этнолингвистические исследования