Идея свободы в этике В.С. Соловьева

Авторы

  • Оксана Анатольевна Запека кандидат философских наук, профессор, Институт славянской культуры, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина

DOI:

https://doi.org/10.31168/2412-6446.2018.3-4.1.11

Ключевые слова:

Свобода, всеединство, богочеловечество, личность, В.С. Соловьев, теократия, выбор, добро

Аннотация

В статье рассматривается проблема свободы в контексте философии всеединства В.С. Соловьева. В его системе свобода представляется условием достижения положительного всеединства. Тема свободы приобретает особое значение, когда философ оказывается во власти идеи теократии. В работах разного периода В. Соловьев по-разному оценивает статус и назначение свободы. В «Чтениях о богочеловечестве», «Критике отвлеченных начал», «Духовных основах жизни» В. Соловьев признает свободу выбора, являющуюся одним из моментов нравственной свободы. Человек представляется как безусловно сущее, самостоятельный субъект, настоящая причина всех своих дел и состояний. Соловьев считает, что человеку необходим действительный опыт, позволивший бы ему «оценить» добро, тем самым допускается зло как этап на пути нравственного совершенствования человека. В «Оправдании добра» Соловьев не исключает безусловную свободу, но она может проявиться, по его мнению, только в выборе зла, добро же не является предметом такого выбора по причине бесконечной полноты своего содержания. Соловьев отвергает прямую зависимость вопроса этического от вопроса метафизического и не признает, как в «Критике отвлеченных начал», зависимости осуществления нравственного начала в человеке от свободного выбора.

Биография автора

  • Оксана Анатольевна Запека, кандидат философских наук, профессор, Институт славянской культуры, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина

     

    Хибинский проезд, 6, Москва, Россия, 129125

    zana5@yandex.ru

Загрузки

Опубликован

30-12-2018

Выпуск

Раздел

Статьи