Воислав Илич: поэзия противоречий и синтеза

Авторы

  • Сергей Николаевич Мещеряков Ph. D., Associate Professor, Department of Slavic Philology, Philological Faculty, Lomonosov Moscow State University , кандидат филологических наук, доцент кафедры славянской филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0002-5452-6871 ##orcid.unauthenticated##

DOI:

https://doi.org/10.31168/2412-6446.2022.17.1-2.01

Ключевые слова:

Классицизм, романтизм, реализм, «Парнас», символизм, пейзажная лирика, античная идиллия

Аннотация

В статье рассматривается соотнесенность творчества Воислава Илича, крупнейшего сербского поэта конца ХIХ в., с различными литературными направлениями: классицизмом, романтизмом, реализмом, а также парнасско-символистской школой, так как по этому вопросу на протяжении ряда лет высказываются различные точки зрения. В. Илича признают преимущественно романтиком (Д. Живкович, Д. Витошевич), отмечают присущие ему черты классицизма, эстетизма и символизма, а также некоторую близость реализму и разрыв с романтизмом (Й. Деретич) или признают и одновременно отрицают принадлежность Илича к любому из указанных направлений (М. Павич). Отмечается также синтетичность таланта Илича, хотя вопрос о ее природе не рассматривается (Р. Ф. Доронина). В данной статье точкой отсчета предстает романтическое начало в поэзии Илича и дальнейшее постепенное, обусловленное духом времени преодоление им романтических устремлений. Отказываясь от субъективности романтизма, поэт обращается к раннему опыту своего отца, известного поэта Йована Илича, то есть к опыту
«объективной лирики» 20–40-х гг. XIX в., к опыту классицизма, понимаемого как проявление интереса к античной тематике, к антологической лирике. Обращение к античности, к культу осязаемой красоты, совершенство художественной формы сближало В. Илича с парнасцами, что закономерно вело в дальнейшем сербского поэта к символизму. В то же время В. Илич, в духе современного развития национальной литературы, обращается также к реализму, в том числе и к «фольклорному», к критике социальных основ окружающей действительности, к социальному пейзажу. Однако в целом пейзажная дескриптивная лирика В. Илича, часто воспринимаемая как проявление реалистических тенденций, означает в то же время возвращение к античной идиллии и тем самым сближается с поэзией парнасцев, которым был близок статичный идиллический пейзаж. В пейзажной поэзии В. Илича, его высшем творческом достижении, проявляется синтез субъективного и объективного начал, современности и античности, национальных традиций и опыта современной западноевропейской литературы.

Статья поступила в редакцию 1 марта 2022 г.

Биография автора

  • Сергей Николаевич Мещеряков, Ph. D., Associate Professor, Department of Slavic Philology, Philological Faculty, Lomonosov Moscow State University, кандидат филологических наук, доцент кафедры славянской филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

     

    Почтовый адрес: Ленинские горы, ГСП-1, д. 1, стр. 51, 1-й учебный корпус гуманитарных факультетов, Москва, 119991, Россия

    Электронный адрес: pionerskaya@bk.ru

Загрузки

Опубликован

28-09-2022 — Обновлена 28-09-2022

Выпуск

Раздел

Статьи