Воислав Илич: поэзия противоречий и синтеза

Авторы

  • Сергей Николаевич Мещеряков кандидат филологических наук, доцент кафедры славянской филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0002-5452-6871

DOI:

https://doi.org/10.31168/2412-6446.2022.17.1-2.01

Ключевые слова:

Классицизм, романтизм, реализм, «Парнас», символизм, пейзажная лирика, античная идиллия

Аннотация

В статье рассматривается соотнесенность творчества Воислава Илича, крупнейшего сербского поэта конца ХIХ в., с различными литературными направлениями: классицизмом, романтизмом, реализмом, а также парнасско-символистской школой, так как по этому вопросу на протяжении ряда лет высказываются различные точки зрения. В. Илича признают преимущественно романтиком (Д. Живкович, Д. Витошевич), отмечают присущие ему черты классицизма, эстетизма и символизма, а также некоторую близость реализму и разрыв с романтизмом (Й. Деретич) или признают и одновременно отрицают принадлежность Илича к любому из указанных направлений (М. Павич). Отмечается также синтетичность таланта Илича, хотя вопрос о ее природе не рассматривается (Р. Ф. Доронина). В данной статье точкой отсчета предстает романтическое начало в поэзии Илича и дальнейшее постепенное, обусловленное духом времени преодоление им романтических устремлений. Отказываясь от субъективности романтизма, поэт обращается к раннему опыту своего отца, известного поэта Йована Илича, то есть к опыту
«объективной лирики» 20–40-х гг. XIX в., к опыту классицизма, понимаемого как проявление интереса к античной тематике, к антологической лирике. Обращение к античности, к культу осязаемой красоты, совершенство художественной формы сближало В. Илича с парнасцами, что закономерно вело в дальнейшем сербского поэта к символизму. В то же время В. Илич, в духе современного развития национальной литературы, обращается также к реализму, в том числе и к «фольклорному», к критике социальных основ окружающей действительности, к социальному пейзажу. Однако в целом пейзажная дескриптивная лирика В. Илича, часто воспринимаемая как проявление реалистических тенденций, означает в то же время возвращение к античной идиллии и тем самым сближается с поэзией парнасцев, которым был близок статичный идиллический пейзаж. В пейзажной поэзии В. Илича, его высшем творческом достижении, проявляется синтез субъективного и объективного начал, современности и античности, национальных традиций и опыта современной западноевропейской литературы.

Статья поступила в редакцию 1 марта 2022 г.

Биография автора

  • Сергей Николаевич Мещеряков, кандидат филологических наук, доцент кафедры славянской филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

     

    Почтовый адрес: Ленинские горы, ГСП-1, д. 1, стр. 51, 1-й учебный корпус гуманитарных факультетов, Москва, 119991, Россия

    Электронный адрес: pionerskaya@bk.ru

Загрузки

Опубликован

28-09-2022 — Обновлена 28-09-2022

Выпуск

Раздел

Статьи