Современное духовно-музыкальное творчество: сочинения Владимира Пожидаева (1946-2009)

Авторы

  • Галина Андреевна Пожидаева D.Sc. in Arts, Professor, Schepkin Higher Theatre School (Institute) at the State Academic Maly Theatre of Russia , доктор искусствоведения, профессор, Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России

DOI:

https://doi.org/10.31168/2412-6446.2019.14.3-4.21

Ключевые слова:

Духовно-музыкальные сочинения современных композиторов, Владимир Пожидаев, традиционные ценности русской культуры

Аннотация

В статье рассматриваются неизученные в музыкознании духовно-музыкальные сочинения Владимира Пожидаева, созданные в конце XX – начале XXI в. и значимые для современной духовной музыки. Впервые раскрывается идейное и образное содержание его произведений, их драматургия. Идею симфонии «На Рождество Христово» можно выразить как христианскую надежду на спасение. В симфонии слышно противопоставление горнего мира дольнему, духовного мира – более материальным человеческим чувствам и страданиям. Идея симфонии «Пасхальные напевы» – очищение через страдания и молитву. Произведение соединяет в себе черты симфонии и кантаты, поскольку автор вводит певцов-солистов. Представляя определенный аналог западноевропейским пассионам, «Пасхальные напевы» через тексты духовных и покаянных стихов отражают народное восприятие православия на Руси. Органный концерт «Три ангела», написанный под впечатлением от иконы «Троица» преп. Андрея Рублева, передает возвышенный строй внутренней «безмолвной» молитвы, былинное повествование о Рождестве Христовом и суровый драматизм страстей Христовых. Музыкальный язык произведений связан с традиционными ценностями русской культуры: фольклором и духовной музыкой, музыкальной классикой XIX–XX вв. В произведениях слышна эпическая драматургия, характерная для творчества отечественных композиторов. Вместе с тем произведения органично включают элементы авангардного направления музыкального искусства XX в. Сочетание фольклорной архаики, традиций средневековых церковных распевов и колокольных звонов, русского эпического симфонизма и зарубежного авангарда XX в. высекают искру своеобразия в музыкальном стиле композитора и придают его сочинениям неповторимое современное звучание.

Биография автора

  • Галина Андреевна Пожидаева , D.Sc. in Arts, Professor, Schepkin Higher Theatre School (Institute) at the State Academic Maly Theatre of Russia, доктор искусствоведения, профессор, Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России

     

    Почтовый адрес: ул. Неглинная, д. 6/2, стр. 1, 2, Москва, 109012 Россия

    Электронный адрес: schepkinskoe@theatre.ru

    Статья поступила в редакцию 5 июля 2019 г.

Загрузки

Опубликован

29-12-2019

Выпуск

Раздел

In memoriam

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)