Реэмиграция русских старообрядцев из Добруджи: «болгарский» этап 1946 г. (по архивным данным)

Авторы

  • Александр Анатольевич Пригарин Доктор исторических наук, доцент, УН Центр социальной антропологии, Российский государственный гуманитарный университет , D. Sc., associate professor, ERC of Social Anthropology, Russian State University for the Humanities

DOI:

https://doi.org/10.31168/2412-6446.2024.19.3-4.05

Ключевые слова:

Болгария , СССР, старообрядцы, реэмиграция, этноконфессиональность, диаспора, липоване, некрасовцы, русские старообрядцы в Болгарии, русские старообрядцы в Румынии, Добруджа, УССР

Аннотация

В статье на основе опубликованных и архивных источников реконструируется малоизвестный сюжет возвращения русских старообрядцев из Болгарии в СССР в 1946 г. Базовыми документальными свидетельствами выступили посемейные списки переселенцев, составленные в ходе переселения. Их эвристический потенциал позволяет рассматривать процесс репатриации на уровне отдельных партий, поселков и домохозяйств. В целом болгарская группа диаспорного русского населения Европы является относительно немногочисленной. Она сформировалась задолго до возникновения современного национального государства. Стремясь спасти свою религиозную самобытность, липоване и некрасовцы на протяжении XVIII – первой половины XIХ в. освоили ряд османских территорий (Балканы и Анатолия). В это время в Добрудже сформировался десяток поселений, среди которых было и с. Татарица возле Силистры. Практически перманентная мобильность на уровне как общин, так и отдельных семей приводила к масштабным перераспределениям человеческого ресурса между различными регионами Оттоманской Порты и смежных территорий. Так, например, в начале ХХ в. возник поселок Казашко около г. Варна. Когда в Болгарию вошла Красная армия (1944–1945 гг.), среди ее офицеров возникла идея «возвращения» на историческую Родину бывших соотечественников-старообрядцев. В 1946 г. около половины от всей численности этноконфессиональной группы Болгарии с помощью советской власти реэмигрировала в пределы Украинской ССР. Несмотря на актуальность внимания к подобной оригинальной группе «Русское зарубежье» и к теме «реэмиграции», обстоятельства, процесс и результат этого переселения оставались без должного документального описания. Этот сюжет следует рассматривать в общем контексте репатриации русских старообрядцев из Добруджи (из Румынии подобные переселения были осуществлены в 1945 и 1947 гг.).

 

Финансирование

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-01663, https://rscf.ru/project/24-28-01663/, проект «“Доместикация советского”: опыт репатриации старообрядцев из Европы и адаптации в СССР».

 

Статья поступила в редакцию 11 сентября 2024 г.

Статья доработана автором 25 ноября 2024 г.

Статья принята в печать 10 декабря 2024 г.

 

Цитирование: Пригарин А. А. Реэмиграция русских старообрядцев из Добруджи: «болгарский» этап 1946 г. (по архивным данным) // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2024. Т. 19. № 3–4. С. 96–118. https://doi.org/10.31168/2412-6446.2024.19.3-4.05

Биография автора

  • Александр Анатольевич Пригарин, Доктор исторических наук, доцент, УН Центр социальной антропологии, Российский государственный гуманитарный университет, D. Sc., associate professor, ERC of Social Anthropology, Russian State University for the Humanities

    Почтовый адрес: Миусская пл., 6, Москва, 125993, Россия

    Электронный адрес: prigarin.alexand@gmail.com

Загрузки

Опубликован

31-12-2024

Выпуск

Раздел

Статьи