Социальные аспекты образа мира в русском фольклоре: Жорж Дюмезиль и Царевна-лягушка

Авторы

  • Владимир Яковлевич Петрухин D. Sc., Chief Researcher, Department of the Middle Ages, Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences , Доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Отдел средних веков, Институт славяноведения Российской академии наук https://orcid.org/0000-0002-6151-4262 ##orcid.unauthenticated##

DOI:

https://doi.org/10.31168/2412-6446.2023.18.3-4.06

Ключевые слова:

Стрельба из лука, лягушка, трехфункциональная модель, бинарные оппозиции, славянский фольклор, индоевропейская мифология

Аннотация

Социальной доминантой русского фольклора является его крестьянская основа, связанная с земледельческим календарем. Эта основа описывается системой универсальных семантических бинарных оппозиций (С.М. Толстая), напрямую не зависящей от системы социальных противопоставлений. В былинном эпосе земледелец (Микула Селянинович) оказывается сильнее воина-богатыря. При этом на подражание древнерусским социальным верхам («князья», «бояре») ориентирован свадебный фольклор. С мотивом царской свадьбы связана и волшебная сказка о Царевне-лягушке: три царских сына должны жениться на невестах, которых определит гадание – стрельба из лука. Стрелы старших братьев попадают на престижные дворы, где их ждут княжеская / боярская и генеральская / купеческая дочери. Стрела Ивана-царевича попадает в болото в лапы лягушки. Этот сюжет стрельбы из лука соответствует (в культурной антропологии Ж. Дюмезиля) архаичной, индоевропейской в своей основе, модели распределения власти между тремя братьями – культурными героями, которые воплощают три социальные функции (высшая – сакральная, царская, средняя – воинская, низшая – «хозяйственная», обеспечивающая плодородие). Эта структура соответствует универсальной космологической трехчленной модели – верх (небесная сфера), срединная зона (атмосфера, земная поверхность), плодородный хтонический низ (почва, преисподняя). Трехфункциональную социальную структуру и космологическую модель передает и духовный «Стих о Голубиной книге», где три сословия производятся из членов тела первочеловека – Адама. Вероятно, эти тернарные структуры связаны с архаической индоевропейской моделью, переданной славянской традиции при древнем посредстве иранской (согласно исследованиям В.Н. Топорова).

Статья поступила в редакцию 18 сентября 2023 г.

Статья доработана автором 2 ноября 2023 г.

Статья принята в печать 25 ноября 2023 г.

Цитирование: Петрухин В.Я. Социальные аспекты образа мира в русском фольклоре: Жорж Дюмезиль и Царевна-лягушка. Славянский мир в третьем тысячелетии. 2023. Т. 18. № 3–4. С. 87–102.

Биография автора

  • Владимир Яковлевич Петрухин, D. Sc., Chief Researcher, Department of the Middle Ages, Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences, Доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Отдел средних веков, Институт славяноведения Российской академии наук

    Почтовый адрес: Ленинский проспект, 32-А, Москва, 119334, Россия

    Электронный адрес: vladimir.petrukhin@gmail.com

Загрузки

Опубликован

30-12-2023

Выпуск

Раздел

К 85-летию С.М. Толстой

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)