Администрация и управление в учреждениях высшей школы в Королевстве СХС на примере университетов в Белграде и Загребе
DOI:
https://doi.org/10.31168/2412-6446.2019.14.1-2.5Ключевые слова:
Королевство СХС, администрация, управление, Белградский университет, Загребский университетАннотация
Метод количественно-качественного анализа первичных документов (законов и подзаконных актов) позволил изучить администрацию и характер управления высшими учебными заведениями, находившимися в ведении министерства просвещения. Речь идет о Белградском университете (БУ), а также о Университете (ЗУ) и высших школах в Загребе. Результаты изысканий подтвердили, что в условиях плюрализма правовых систем, сохранявшихся в Королевстве сербов хорватов и словенцев (КСХС), эти два центра высшего образования, каждый из которых располагал особыми автономными правами, представляли собой различные административные системы. БУ как единое целое формировался и развивался в период до Первой мировой войны. В то время как в КСХС больше внимания уделялось созданию и развитию отдельных факультетов. Так БУ принял облик автономной, интегрированной и самодостаточной системы управления, которая самостоятельно выбирала свои власти и осуществляла все стоявшие перед ней задачи. ЗУ в составе трех факультетов формировался в течение полувека в составе Австро-Венгрии. В соответствии с территориально-политической автономией области Хорватия и Славония ЗУ соответствовал модели территориально-функциональной административной системы. Управлял им общественный институт – политическая власть в лице земельного правительства / областной администрации, а также бана / областного наместника. Их взаимосвязанные и взаимозависимые полномочия охватывали большую часть дел и задач, сопровождавших работу ЗУ и высших школ. В КСХС, всего за шесть с небольшим лет, ЗУ, который увеличился в результате открытия трех новых факультетов и трех высших школ, превратился в автономную систему управления.