Топос Сараева в прозе хорватского писателя М. Ерговича (на материале сборника рассказов «Сараевское Мальборо»)

Авторы

  • Евгения Викторовна Шатько младший научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук https://orcid.org/0000-0001-9467-8987

DOI:

https://doi.org/10.31168/2412-6446.2019.14.3-4.8

Ключевые слова:

М. Ергович, Сараевское Мальборо, топос, рассказ в боснийской литературе, современная проза Боснии

Аннотация

В статье дается краткий анализ использования термина «топос» в современном российском литературоведении, а также исследуется топос города Сараево на примере сборника рассказов боснийско-хорватского писателя М. Ерговича. Через оппозицию свой / чужой автору удается передать своеобразие города. Осажденный Сараево в рассказах Ерговича наполнен повседневными, но важными предметами-символами, а война играет роль лупы, благодаря которой повседневные вещи выходят на первый план. Эти объекты становятся центром событий, приобретая иносказательный смысл. «Сараевское Мальборо» не сборник рассказов о войне, он о жизни, о людях и их отношениях, а война лишь контекст их взаимодействия. Нарратор эмоционально отстранен, но через страдания и эмоции персонажей пробивается его голос. Строя повествование вокруг повседневных предметов, таких как кактус, письмо или фотография, писатель приближает историю к читателям, не знающим войны, что позволяет каждому хотя бы немного приблизиться к пониманию, как она повлияла на судьбы людей. Нарративная стратегия Ерговича близка традиции боснийского рассказа начала ХХ в., которая отражала жизнь отдельных людей на фоне исторических или культурных перипетий боснийского общества на рубеже XIX–XX вв. Повествование такого типа стало характерной чертой боснийско-герцеговинской литературы в целом. Сараево Ерговича – «символический исторический топос, показывающий крах основных моральных и гуманистических ценностей современной, технологической и информационной цивилизации на фоне ужасной войны». Анализ сборника рассказов «Сараевское Мальборо» может стать началом исследования топоса Сараево как в рамках творчества М. Ерговича, так и шире – началом изучения сараевского текста в боснийской (а также сербской и хорватской) литературе. Литературное воплощение Сараево может выступать как особый объект художественного постижения, как некое целостное единство.

Биография автора

  • Евгения Викторовна Шатько , младший научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук

     

    Почтовый адрес: Ленинский проспект, 32А, Москва, 119334, Россия

    Электронный адрес: eshatko@gmail.com

    Статья поступила 15 октября 2019 г.

Загрузки

Опубликован

29-12-2019

Выпуск

Раздел

Статьи