Пространственная модель мира в основе этнической идентичности фракийских греков Крыма
DOI:
https://doi.org/10.31168/2412-6446.2025.20.1-2.10Ключевые слова:
Фракийские греки Крыма, этническая идентичность, модель мира, фольклорная картина мира, локальное этническое сообществоАннотация
Статья посвящена проблеме восприятия территории как компонента этнической идентичности представителями локального этнического сообщества греков с. Чернополье (Крым), которые вследствие отъезда из Фракии в 1830 г. после Адрианопольского мирного договора утратили связь с исконной территорией проживания. Обращение к актуальному, первоначально чуждому ландшафту, выраженное в его символическом освоении, произошло, только когда община стала вырождаться вне связи «со своей землей». В исследовании выделяется два этапа в освоении местности, соответствующие двум кризисным периодам в истории общины, при этом на каждом этапе дифференцируются способы концептуализации. Первый этап представлен поиском «своей» земли, где медиатором являлись духовные покровители общины свв. Константин и Елена, «выбравшие» определенный водный источник. Символические границы местности были обозначены четырьмя источниками, степень значимости которых соответствует символике сторон света. После этого в символическом центре деревни расположилась часовня (конак), а затем и церковь свв. Константина и Елены. Вертикальная модель мира нашла реализацию во взаимосвязи с дохристианскими обрядовыми практиками сообщества: низу Мировой оси соответствует жертвенная яма во дворе церкви. Второй этап освоения с. Чернополье произошел после возвращения части сообщества из депортации во второй половине ХХ в., когда микрокосм поэтапно обрел три Центра, а за его пределами актуализировалось представление о «чужом» пространстве, иномирии («чертов мост»). В статье устанавливается существование в настоящее время внутреннего «центра» для членов общины (на фоне полиэтничности села), обусловленного расположением древних икон: образовавшийся когда-то как следствие закрытия церкви, этот центр со временем не только не прекратил своего существования, но и под влиянием коллективной памяти стал интегрирующим для сообщества. Рассматривается фольклорная картина мира, в которой отражается множественная идентичность, унаследованная со времен Византийской империи: с одной стороны, локальная, с другой стороны – идентичность римская с центром в Константинополе; выявлено, что в народных песнях чернопольцев пространственная модель мира особенно ярко проявляется в лиминальной символике.
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 23-78-01227, https://rscf.ru/project/23-78-01227/ «Лингвокогнитивный аспект вопроса этнической и национальной идентичности (на материале новогреческого языка)» в КФУ им. В. И. Вернадского.
Статья поступила в редакцию 24 апреля 2025 г.
Статья доработана автором 20 июня 2025 г.
Статья принята в печать 25 июня 2025 г.
Цитирование: Кожуховская Ю. В. Пространственная модель мира в основе этнической идентичности фракийских греков Крыма // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2025. Т. 20. № 1–2. С. 187–203. https://doi.org/10.31168/2412-6446.2025.20.1-2.10