К реконструкции затекстовой ситуации проклятия (на материале костромской культурно-языковой традиции)

Авторы

  • Елена Львовна Березович Уральский федеральный университет image/svg+xml
  • Яна Владимировна Малькова Уральский федеральный университет image/svg+xml

DOI:

https://doi.org/10.31168/2412-6446.2025.20.1-2.07

Ключевые слова:

Проклятие, этнолингвистика, Костромская область, русские народные говоры, мифологические тексты, полевые материалы

Аннотация

Статья посвящена исследованию затекстовой ситуации проклятия, организующей соответствующий речевой акт. Материалом выступили мифологические тексты, записанные Топонимической экспедицией Уральского университета в 1975–2024 гг. в Костромской области. В статье были последовательно рассмотрены все компоненты ситуации проклятия, указания на которые повторяются в рассказах диалектоносителей: 1) действие проклятия; 2) субъект; 3) объект; 4) инструмент; 5) время; 6) место; 7) последствия проклятия; 8) противодействие проклятию. Проанализированы метаязыковые маркеры проклятия, организующие повествование о нем, к примеру глаголы, называющие злоречение, такие как клясть, поклясть, намолить, прокликнуть и др., существительные и прилагательные, именующие объект проклятия, ‒ клятыш, проклиныш, проклинутый, прокликнутый, поклянный и др. Описаны внеязыковые роли ситуации злоречения, такие как родители (особенно мать), супруги (особенно жена), хозяин по отношению к скоту в качестве отправителя проклятия. В статье также сформулированы основные мотивы, организующие тексты о проклятиях: например, если говорить о последствиях проклятия, то ключевыми становятся мотивы пропажи проклятого в лесу, похищения проклятого нечистой силой, болезнь (обычно психическая) проклятого и др. Особое внимание уделено до сих пор мало исследовавшимся элементам ситуации проклятия. Так, подробно описан инструмент проклятия, который в костромской традиции оказывается колом (клином), используемым в магических практиках проклятия, наведения порчи, когда кол вбивается во двор проклинаемого, с одной стороны, а с другой стороны, имеющим апотропеическое применение в широком круге ситуаций защиты от нечистой силы и проклятий. Делаются некоторые выводы лингвогеографического характера о распространенности тех или иных мотивов на разных территориях; указывается перспективность исследования затекстовой ситуации проклятия на материале других локальных культурно-языковых традиций.

Финансирование

Авторская работа Я. В. Мальковой выполнена за счет гранта Российского научного фонда № 23-78-10029, https://rscf.ru/project/23-78-10029/».

 

Статья поступила в редакцию 5 марта 2025 г.

Статья доработана автором 27 мая 2025 г.

Статья принята в печать 5 июня 2025 г.

 

Цитирование: Березович Е. Л., Малькова Я. В. К реконструкции затекстовой ситуации проклятия (на материале костромской культурно-языковой традиции) // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2025. Т. 20. № 1–2. С. 123–144. https://doi.org/10.31168/2412-6446.2025.20.1-2.07

Биографии авторов

  • Елена Львовна Березович, Уральский федеральный университет

    Доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующая кафедрой русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

    Почтовый адрес: пр. Ленина, 51, Екатеринбург, 620083, Россия

    Электронный адрес: berezovich@yandex.ru

    ORCID: 0000-0002-1688-2808

  • Яна Владимировна Малькова, Уральский федеральный университет

    Кандидат филологических наук, научный сотрудник, топонимическая лаборатория кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

    Почтовый адрес: пр. Ленина, 51, Екатеринбург, 620083, Россия

    Электронный адрес: yana-malkova@list.ru

    ORCID: 0000-0003-3511-0878

Загрузки

Опубликован

04-08-2025

Выпуск

Раздел

Этнолингвистические и социолингвистические исследования