Некоторые признаки и источники радикального славянского неоязычества
DOI:
https://doi.org/10.31168/2412-6446.2025.20.1-2.05Ключевые слова:
Славянское неоязычество, родноверие, арийский миф, Völkische BewegungАннотация
Радикальные отрасли славянского неоязычества имеют ряд общих признаков, что позволяет говорить об относительно целостном явлении. К этим признакам принадлежат представления об исконной славянской («славяно-арийской») традиции, большой древности славян, славянском древнем знании, «ведической религии и культуре», которые по воле злых сил были утрачены, а в последнее время возрождаются; евреи рассматриваются как «семитская раса», враждебная «славяно-ариям»; христианство описывается как религия, созданная для порабощения славян; поклонение предполагаемым славянским богам и духам, или, по меньшей мере, мировоззренческий интерес к этой теме; попытки реконструкции или конструирования славянского дохристианского мировоззрения, верований и обрядов. Центральной темой радикального славянского неоязычества стал арийский миф, точнее различные его «славянские» вариации. Идейная преемственность может быть показана на примере трех важных для арийского нарратива книг, изданных соответственно в конце XIX в., в первой и во второй половине XX в.: Хьюстона Чемберлена, Альфреда Розенберга и одного из основателей русского неоязычества Валерия Емельянова. Другим источником радикального славянского неоязычества выступает эзотерика, не только общеизвестные эзотерические учения, включая теософию Елены Блаватской, но и ее ультраправые изводы. Так, к учению с названием «эзотерический гитлеризм», созданному чилийским дипломатом Мигелем Серрано в конце 1970-х гг., весьма близко сформулированное в 1990-е гг. славянское неоязыческое учение инглиизм омского эзотерика Александра Хиневича. С учетом близкого сходства и, вероятно, родства со старым немецким Völkische Bewegung и современным германским неоязыческим neo-völkisch, основные учения славянского неоязычества можно именовать «славянским фёлькише». В то же время не все направления славянского неоязычества связаны с ультраправыми идеологиями. Исследователи могут рассматривать неоязычество как комплексное мировоззрение, в основе которого лежит путь личного самосовершенствования. Выводы настоящей статьи являются предварительными и требуют дальнейших исследований.
Статья поступила в редакцию 19 января 2025 г.
Статья доработана автором 11 февраля 2025 г.
Статья принята в печать 24 марта 2025 г.
Цитирование: Омонов Н. Н. Некоторые признаки и источники радикального славянского неоязычества. Славянский мир в третьем тысячелетии. 2025. Т. 20. № 1–2. С. 85–103. https://doi.org/10.31168/2412-6446.2025.20.1-2.05