Тени и свет сказочного мира: романтический образ и романтический топос в творчестве Е. Л. Шварца
DOI:
https://doi.org/10.31168/2412-6446.2022.17.1-2.03Ключевые слова:
Шварц, Гофман, Андерсен, Гете, романтизм, сказка, топос, двоемириеАннотация
В статье рассматривается художественная специфика образов и мотивов произведений Е. Л. Шварца, в драматургических и прозаических сказках которого прослеживается влияние романтической литературной традиции. Обращаясь в том числе к произведениям Андерсена и Перро, Шварц трансформировал не только исходные сюжеты, но и саму образную поэтику их произведений. Выдвигается гипотеза о влиянии на эту поэтику мотивов и образов Э.-Т.-А. Гофмана и немецкого романтизма в целом. Отчасти такое влияние стало возможным, поскольку сама литературная авторская сказка формировалась во многом благодаря немецкому романтизму. Но также следует учитывать тесное творческое взаимодействие Шварца с художественным объединением «Серапионовы братья». Особое внимание в исследовании уделяется поэтике городского топоса в сказках «Кукольный город», «Приключения Гогенштауфена» и «Тень», где прослеживается романтическая традиция, присущая таким авторам, как Андерсен, Гофман, Одоевский. При помощи метода исторической поэтики, сравнительно-исторического метода и сравнительного анализа в произведениях Шварца выявляется принцип романтического двоемирия; образное воплощение тени и света, мотив иллюзорности и стилистика фантасмагории. Также отдельно затронут мотив вампиризма в буквальном и иносказательном смысле с отсылкой к особенностям данного мотива в поэтике романтизма.
Статья поступила в редакцию 1 марта 2022 г.