Образ города в романах Иржи Карасека из Львовиц
DOI:
https://doi.org/10.31168/2412-6446.2022.17.1-2.02Ключевые слова:
чешская литература, декаданс, готический роман, Прага, богемистика, Иржи КарасекАннотация
В прозе чешского писателя-модерниста Иржи Карасека из Львовиц (1871–1951) европейский город эпохи fi n de siècle предстает как мистическое пространство, где сконцентрированы ощущения ностальгии и клаустрофобии, заставляющие персонажей переживать наследственную сопричастность истории. Так чувствует герой романа «Готическая душа» (чеш. Gotická Duše), в котором Прага рубежа веков — это место, где прошлое реальнее настоящего. В трилогии «Романы трех магов» (чеш. Romány tří mágů) легенды о европейских «колдунах» воскресают в пространстве Вены, Венеции и Праги, структурируя сюжет и поведение персонажей. Образ любого города в произведениях Карасека формируется в эстетике декаданса с характерными чертами и приемами, в числе которых особенно выделяются ночная эстетика, нарочитое акцентирование искусственности окружающей действительности, описание пространства действия с использованием символики упадка, тления, разложения и другие. Такой субъективный взгляд, приписываемый автором герою со специфическим мироощущением, позволяет увидеть город в уникальном ракурсе, благодаря чему появляется возможность различить прежде незаметные детали. Образ Праги в произведениях Карасека двойственен, амбивалентен. Эстетически искусственная декадентская Прага оборачивается мистическим городом, наполненным магическими легендами. В декадентской стилистике нарисована Карасеком и Венеция, представленная как город, где настоящее мертво, а живо только прошлое. Тексты Карасека позволяют взглянуть на европейские города сквозь призму довольно редких и оригинальных для национальной литературы жанров декадентского и «готического» романов, а также ощутить атмосферу, утраченную после войн XX века.
Статья поступила в редакцию 1 марта 2022 г.