Кирилл и Мефодий в Болгарии – о празднике и нации

Авторы

  • Екатерина Анастасова Институт болгарского языка БАН

Ключевые слова:

праздник Кирилла и Мефодия, места памяти, нация, государственные границы, этнические границы

Аннотация

Национальное возрождение славянских народов тесно связано со славянскими просветителями – святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Византийские дипломаты, создатели славянской письменности, переводчики богослужебных книг на церковнославянский язык – „язык сакральный и божественный”, они являются эмблемой славянского культурного и религиозного мира. Деятельность братьев и их учеников занимает важное место не только в процессах национального Возрождения, но и в становлении национальных парадигм современных славянских государств. С другой стороны, их дело является значимым для духовного развития Европы, как религиозного (церковного), так и секулярного (идеологического). Кирилл и Мефодий канонизированы Русской православной церковью в 1963 г. (позже – и остальными православными церквями) и Католической церковью – в 1880 г. Как символ сближения Запада и Востока, в 1980 г. „славянский папа” Иоанн Павел II, один из величайших политиков и „архитекторов” „новой Европы” в ХХ в., провозгласил их духовными покровителями Европы.

Кажется парадоксальным, но и сегодня, в начале ХХI в., несмотря на неоспоримый над- (и пред-) национальный характер дела братьев, Кирилл и Мефодий являются символом национального сознания, вклада в мировую
цивилизацию и отсюда – неисчерпаемой национальной гордости в большинстве славянских стран. Национальный миф воспроизводится в празднике обоих святых, в светской и/или религиозной форме. Таким образом, праздник, насыщенный национальными посланиями, является транснациональным par excellence.

Загрузки

Опубликован

02-12-2013

Выпуск

Раздел

Статьи