Чай в культурно-языковой традиции Русского Севера

Авторы

  • Ксения Викторовна Осипова Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации; старший научный сотрудник Топонимической лаборатории кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации, Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина; научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук https://orcid.org/0000-0002-2285-6112

DOI:

https://doi.org/10.31168/2412-6446.2021.16.3-4.07

Ключевые слова:

Чай, напитки, русский язык, диалектная лексика, этнолингвистика, Русский Север

Аннотация

В статье рассматриваются диалектная лексика, этнографические сведения, фольклор и обрядовые практики, связанные с чаем и чаепитием. Исследуемый ареал охватывает территорию Архангельской, Вологодской областей и северо-востока Костромской области. Основным источником материала послужили лексические картотеки Топонимической экспедиции Уральского университета, а также диалектные словари и работы этнографов XIX в. Проведенный этнолингвистический анализ включает семантико-мотивационную характеристику лексики, а также выявление символических функций чая в традиционной культуре. На примере лексики чаепития прослеживается, как «чужой» продукт и традиция его употребления становятся частью народной культуры и берут на себя символические функции, ранее характерные для других продуктов и напитков. В статье определяется место чая в рационе крестьян, специфика организации чаепития, а также выявляются основные идеограммы, оценивающие качество чая (слабозаваренный, крепкий чай, холодный чай, чай без сахара или десерта и пр.). Устанавливается, что в XIX веке на большей части Русского Севера чай был не повседневным, но праздничным напитком. Дорогой и непитательный чай противопоставляется простым и сытным блюдам: будучи знаком роскоши, чай в то же время начинает ассоциироваться с неумеренностью и расточительством, воспринимается как пагубная привычка, пустое удовольствие. Чаепитие на Русском Севере становится обязательным элементом приема гостей и важным звеном в организации социальных отношений, а ритуалы общения за чаем вписываются в народную этическую систему. Чай получает некоторые ритуальные функции, присущие вину и пиву (чаем встречают, чествуют гостей, скрепляют договоренности), а также образует пару «чай – сахар», функционально близкую хлебу и соли.

Авторская работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 17-18-01373 «Славянские архаические зоны в пространстве Европы: этнолингвистические исследования».

Статья поступила в редакцию 8 ноября 2021 г.

Биография автора

  • Ксения Викторовна Осипова, Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации; старший научный сотрудник Топонимической лаборатории кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации, Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина; научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук


    Почтовый адрес: проспект Ленина, 51, к. 306, Екатеринбург, 620000, Россия; Ленинский проспект, 32-А, Москва, 119334, Россия

    Электронный адрес: osipova.ks.v@yandex.ru

Загрузки

Опубликован

08-02-2022

Выпуск

Раздел

Статьи