Образы социальной реальности жизни женщин в любовных песнях
DOI:
https://doi.org/10.31168/2412-6446.2021.16.3-4.04Ключевые слова:
Любовная песня, социальная поэзия, иерархия, авторитет, патриархальный стройАннотация
Любовные песни – один из наиболее популярных песенных жанров в Словакии. Они и сегодня являются частью актуального исполняемого певческого репертуара и составляют самую многочисленную группу песен на территории нашего государства. Среди общего числа любовных песен можно выделить достаточное количество произведений, в которых различные виды отношений между молодыми людьми развиваются на фоне определенных социальных ситуаций. Таким образом, у нас есть возможность не только познакомиться с тем, как был передан пережитый эмоциональный опыт отдельных этапов любви, будь то влюбленность, счастливая или же несчастная любовь, но и проанализировать социальный контекст, отраженный в данном типе песен, пускай и не на первом плане. И хотя в любовных песнях основная тема – любовь, мы находим и другие мотивы, повествующие о жизни в патриархальном обществе, его системе ценностей, предпочтениях и авторитетах, повлиявших на выбор пары. Песни такого типа не лишены и негативных деталей: насилие в браке, алкоголизм у мужчин; у женщин, как правило, измены или потеря девственности. Народная песня не только эмоционально описывает подобные ситуации, но и дает оценку происходящему в соответствии с установками и законами общества, в котором эти песни возникли. Потому мы видим не только счастье и несчастье, но вместе с тем покорность и примирение с ситуацией, которая закладывается и поддерживается системой. Цель данной статьи – обозначить возможные тематические области в общей группе любовных песен, а также определить методы, которыми песни поддерживали и одобряли систему, в которой создавались.
Статья поступила в редакцию 18 октября 2021 г.