Два женских голоса «апрельской» поэзии (лирика Вани Петковой и Нади Кехлибаревой 60-х гг. ХX в.)
DOI:
https://doi.org/10.31168/2412-6446.2021.16.1-2.05Ключевые слова:
Болгарская литература XX в., «апрельская» лирика, женская поэзия, идеология, Ваня Петкова, Надя КехлибареваАннотация
В статье делается акцент на присутствии в конце 50-х – в 60-е гг. XX в. среди представителей «апрельского» поколения двух знаковых поэтесс, Вани Петковой и Нади Кехлибаревой, которые выделяются на фоне поэтов-мужчин. Это особенно важно, если учесть, что женщин в болгарском литературном каноне в целом не так много. Образ женщины в произведениях обеих поэтесс связан с чувственным, эмоциональным и даже иррациональным началом; поэтесса борется за собственные пространство и мнение, а мир воспринимает в основном в соответствии со своим естеством. Образ женщины в этой поэзии часто сополагается с образом «нового» героя эпохи в духе клишированных представлений, хотя ее образ связан с чувственностью и она привносит красоту и свежесть в серые будни. Лирическая героиня считает, что природа способна оказывать положительное влияние на этику человеческих отношений, которые не лишены лжи и предрассудков, очистить и зарядить новыми силами, сделать людей непосредственными. Лирическая героиня не отделяет свою жизнь от жизни Родины и утверждает, что дышит ею, усиливая таким образом собственную значимость. Несмотря на то что в этой поэзии встречаются схематичные идеологические высказывания, здесь уже обнаруживаются и сомнения в вере в идеологию и кумиров, новые разочарования и страхи, которые несет время, но при этом появляются новые эстетические горизонты. Петкова и Кехлибарева создали немало стихотворений, с очевидностью опережающих общий поток литературных произведений с точки зрения вкуса и поэтического высказывания, которое освежает литературу и делает ее значительно более разнообразной, более жизненной и условной. В их поэзии подчеркиваются уникальность личности и необходимость вести борьбу за сохранение собственной идентичности с целью уберечь ее от угрожающих ей унифицирующих тенденций.
Статья поступила в редакцию 20 декабря 2019 г.
Цитирование: Костова-Панайотова М. Два женских голоса «апрельской» поэзии (лирика Вани Петковой и Нади Кехлибаревой 60-х гг. ХX в.) // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2021. Т. 16. № 1–2. С. 99 –108. https://doi.org/10.31168/2412-6446.2021.16.1-2.05