Вербальная агрессия в медиасреде и онлайн-коммуникации (на примере кулинарного реалити-шоу Prostřeno!)
DOI:
https://doi.org/10.31168/2412-6446.2021.16.1-2.03Ключевые слова:
Лицо, медиа- и онлайн-коммуникация, (не)вежливость, речевая агрессияАннотация
Статья посвящена теме (не)вежливости и вербальной агрессии в медиасреде и онлайн-коммуникации. Были проанализированы выпуски реалити-шоу Prostřeno! (чеш. «Готово!») за две недели и связанные с ними онлайн-дискуссии. Телевидение и интернет вывели общение, которое раньше было личным, в публичную сферу. Однако выбор стратегии общения зависит от типа медиа, а также от конкретной ситуации. Каждый участник шоу настроен на победу и прикладывает усилия, чтобы представить себя в выгодном свете. Поскольку участники рискуют потерять лицо в результате открытой конфронтации, они обычно избегают прямых нападок, предпочитая разговоры за спиной. Такое поведение является частью шоу, к этой стратегии их подталкивают организаторы. Благодаря анонимности в онлайн-дискуссиях коммуниканты могут оценивать и критиковать открыто. Анонимная среда защищает пользователей от потери лица, поэтому зрители используют ее, чтобы распространять сплетни и оскорблять участников. Анализ корпуса подтвердил гипотезу о том, что, если собеседники могут общаться анонимно, их вербальная агрессивность возрастает.
Статья поступила в редакцию 10 февраля 2021 г.
Цитирование: Свободова Й. Вербальная агрессия в медиасреде и онлайнкоммуникации (на примере кулинарного реалити-шоу Prostřeno!) // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2021. Т. 16. № 1–2. С. 56–80. https://doi.org/10.31168/2412-6446.2021.16.1-2.03