Дом цветов: анализ образа Югославии в видеоиграх
DOI:
https://doi.org/10.31168/2412-6446.2020.15.3-4.06Ключевые слова:
Компьютерные игры, видеоигры, Югославия, историческая политика, историческая памятьАннотация
Статья посвящена изучению образа Югославии в современных видеоиграх. В рамках исследования рассмотрены игры различных жанров (экшены, стратегические игры, симуляторы и т.д.), вышедшие на различных игровых платформах (PC, Sony PlayStation и др.) за период 1990–2020-х гг. Нами исследованы такие аспекты, как визуализация, информативная и сюжетная составляющая и популярность среди игроков. Определены и проанализированы термины, использующимся для обозначения различных элементов видеоигр, и их значение для восприятия образа интересующей нас страны. Отдельное внимание было уделено персонажам, ассоциируемым с югославским регионом. Два из них – изобретатель Никола Тесла и герой одноименных комиксов Ларго Винч, – в силу их потенциальной значимости для образа Югославии, представлены более подробно. Статья сопровождается четырьмя иллюстрациями, демонстрирующими значимые аспекты визуализации персоналий и структуры игровых моментов. В результате исследования сделаны выводы об основных сюжетах, связанных с образом Югославии, превалирующих в современных видеоиграх. Во-первых, выявлена очевидная периферийность югославских сюжетов и их в целом негативные коннотации. В большинстве рассмотренных видеоигр, в которых присутствует интересующая нас страна или выходцы из нее, в качестве сеттинга выступает криминальный мир, Югославские войны 1990-х гг. и проблема международного терроризма. Во-вторых, образы персонажей югославского происхождения весьма неоднородны, и говорить об их исключительно положительном или отрицательном характере нельзя. В-третьих, Югославия является в большинстве случаев неиграбельной (Unplayable) стороной: лишь небольшое число стратегических игр и весьма скромный набор экшенов позволяют управлять государством, его войсками или персонажами югославского происхождения.